Sonnox Oxford Native
 

Oxford Native — серия плагинов от компании Sonnox, профессиональный инструментарий для всех основных стадий обработки звука. Каждый из плагинов является нативной (программной) версией модулей цифровой консоли OXF-R3. Распространяются в форматах, поддерживаемых популярными виртуальными студиями, — VST, DX, RTAS и AU. В пакет входят такие плагины, как Oxford Dynamix, Oxford EQ, Oxford Inflator, Oxford Limiter, Oxford Reverb и Oxford TransMod.

Предлагаем Вашему вниманию обзор параметрического эквалайзера из серии Sonnox Oxford Native — Oxford EQ.

Элементы управления

Несмотря на кажущуюся простоту, эквалайзер Oxford EQ обладает мощной функциональностью, возможностью гибкой настройки, а также такими опциями, которые недоступны в большинстве других VST/DX/AU/RTAS эквалайзерах. О них пойдет речь немного ниже, а пока мы рассмотрим основные элементы управления эквалайзера.

 

Интерфейс плагина очень удобный и эргономичный. Прежде всего, пользователю доступны 5 секций-полос параметрического эквалайзера с четырьмя основными регуляторами: Уровень (Gain), Частота настройки (Frequency), ширина полосы (Q) и сквозной канал (IN). Секции LF и HF снабжены функцией плавного подъема/спада высоких и низких частот (High-Frequency/Low-Frequency Shelf). В левой и правой части окна присутствуют две дополнительные секции — фильтры нижних и высоких частот (Low-Pass/High-Pass Filter) с переключаемой добротностью.

Посередине между секциями полос эквалайзера находится блок переключения стилей эквализации. Разработчики плагина создали четыре модели (типа) эквализации, каждая из которых имеет свой график зависимости добротности фильтра от уровня полосы (Gain/Q). Подробнее о работе данной секции мы остановимся немного позже.

Область отклика фильтра

В верхней части окна плагина находится область отклика фильтра. Она представляет из себя логарифмическую шкалу, которая наглядно отражает работу фильтра. Также данная область содержит графические элементы управления — семь точек разного цвета, отвечающие цветам семи полос фильтра.

Используя мышь в комбинации со специальными клавишами можно контролировать любой из параметров каждой полосы. Двойным щелчком можно задействовать либо отключить какую-либо из полос. Перетаскивая каждый элемент вверх/вниз, влево/вправо на графике можно, соответственно, регулировать уровень (частоту среза у фильтров высоких/низких частот) и частоту настройки (среза) фильтра. Зажатая клавиша Shift при перемещении в вертикальной плоскости фиксирует частоту настройки фильтра, предоставляя пользователю возможность управления лишь уровнем полосы. Перетаскивая контроллер с помощью правой кнопки мыши в горизонтальной плоскости, можно регулировать ширину полосы фильтра.

Модели эквалайзера

Как говорилось выше, плагин имеет 4 запрограммированных алгоритма. Математически каждый алгоритм описывает зависимость добротности полосового фильтра от уровня усиления полосы (Q/Gain). Это означает, что не смотря на всю свою внешнюю строгость плагин является куда более гибким инструментом для творческого звукорежиссера. Вы в этом убедитесь сами, когда мы рассмотрим по порядку все четыре типа эквалайзера.

I тип EQ
 

Данный стиль имеет почти линейную зависимость Q/Gain. Это означает, что при увеличении уровня усиления полосы добротность остается на точно установленном Вами уровне.

Часто при эквализации группы треков или вокала достаточно сложно подобрать параметры для получения нужного результата, так как пользователю необходимо постоянно корректировать ширину полосы (добротность, Q) фильтра при увеличении/уменьшении ее громкости. Именно поэтому данная модель эквалайзера звучит достаточно «жестко» и больше всего она подходит для людей, имеющих время и терпение для тонкой настройки.

Модель очень похожа на эквалайзеры серии SSL 4000 и другие «клинические» эквалайзеры, которые были популярны в 1980-х.

II тип EQ
 

Вторая модель эквалайзера во многом похожа на первую. В частности, при усилении уровня полосы зависимость ширины полосы от уровня остается линейной. Однако, как видно из графика выше, при уменьшении уровня полосы добротность стает более высокой.

Модель №2 является единственным ассиметричным типом эквалайзера, которые предлагают разработчики плагина. Данный алгоритм находит свое применение при обработке перкуссии и ударных. При уменьшении уровня полосы Вы можете использовать эквалайзер для жесткой коррекции резонансов перкуссионных или иных инструментов. В то же время можно достаточно тонко и незаметно подчеркивать нужные частоты благодаря линейной зависимости Q/Gain при увеличении уровня.

III тип EQ
 

Третья модель эквалайзера имеет более умеренную зависимость добротности от уровня. На уровнях усиления/фильтрации близких к нулю, добротность достаточно мала. При увеличении уровня ширина полосы Q постепенно сужается.

Благодаря этому эквалайзер имеет «мягкое«, выразительное звучание, особенно в области нижних частот. Данная модель очень полезна для эквализации групп и вокала, где требуется легкое подчеркивание яркости/плотности/выразительности и т.д. При увеличении уровня усиления эквалайзер обеспечивает эффект, который ожидает наше ухо — сужение полосы. Именно поэтому данная модель звучит более «музыкально», нежели другие.

IV тип EQ
 

4-я модель эквалайзера построена на алгоритме 3-й модели, однако она обладает гораздо более высокой зависимостью добротности Q от уровня Gain. Данный тип чрезвычайно мягкий и тонкий, наиболее подходящий для изменения частотных характеристик смешанных партий или всего микса. Также он может быть очень полезен при мастеринге, где требуется «подгонять» звучание всех композиций под единый стандарт.

Фильтры плавнного спада и нарастания (Shelving EQ)

Верхний и нижний полосовые фильтры имеют возможность переключения в фильтры плавного нарастания и спада соответственно (Shelving). Как показали исследования разработчиков плагина, наиболее влиятельной на восприятие звука фильтра является область частот непосредственно за/перед секцией фильтра. Достаточно много любимых «классических» эквалайзеров обеспечивают небольшой «завал» в этой области (при усилении). Понимая важность данного факта разработчики плагина Oxford EQ обеспечили возможность регулировки частотного отклика в этой точке для того, чтобы можно было менять стиль эквализации. Регулировка обеспечивается параметром Q.

 

Когда параметр Q имеет минимальное значение (желтая кривая на графике), функция обеспечивает базовое усиление верхней/нижней области частот. Звучание подобной конфигурации напоминает оригинальные модели SSL 4000 и многих других, описывающихся как «чистые» эквалайзеры.

При увеличении Q также увеличивается и завал частоты сразу после или перед секцией. При максимальном значении Q уровень «завала» сигнала в данной области равен половине значения ручки Gain — синяя кривая на графике (к примеру при усилении +20 Дб завал в области частот после/перед фильтром составит -10 Дб).

Фильтры низших и высших частот (Low-Pass/High-Pass Filters)

Уникальной опцией эквалайзера Oxford EQ является наличие фильтров низших и высших частот (LPF, HPF) с уровнем фильтрации вплоть до 36 Дб/окт.! Чем это может быть полезно на практике? Ну, например, установив максимально крутое значение среза фильтра высших частот (LPF), Вы можете избавиться от любых артефактов, лежащих за точкой среза. Особенно это полезно тогда, когда требуется «очистить» записанный сигнал от низкочастотного «мусора».

Сказать по правде, среди VST эквалайзеров такое качество среза обеспечивает лишь один эквалайзер — iZotope EQ.

Заключение

В заключении хочу высказать свое мнение по поводу эквалайзера Oxford EQ. На первый взгляд, строгий эргономичный дизайн, отсутствие красивых «аналоговых» контроллеров, создает впечатление, что звук такого приборе очень «цифровой» и «сухой». Однако, это большое заблуждение. На практике Oxford EQ оказывается куда более полезнее своих собратьев с аналоговой эмуляцией. Во-первых, потому что в плагин встроены четыре прекрасных алгоритма, использование которых поможет справиться абсолютно с любой задачей — от точной частотной коррекции до эквализации целых групп и мастеринга.

Как я уже писал выше, еще одним важным достоинством плагина является наличие превосходных LP и HP фильтров. Не раз лично проверял наличие артефактов в области среза на спектральном анализаторе. Отбор прошли лишь Oxford EQ и iZotope Ozone. Также важным преимуществом эквалайзера Oxford EQ я считаю оптимизацию расхода ресурсов. Плагин практически не грузит ЦП, в отличие от его коллег компаний Waves и iZotope.

Таким образом, я считаю, что данный плагин — один из самых лучших в своем роде. Надеюсь, мой обзор Вам помог. Следите за обновлениями!

Понравилась статья? Ставь лайк!

 
 

БОЛЬШЕ О MUSICONNECT