Сведение музыкальной композиции - основные этапы
 

Сведение (микшинг) — очень творческий процесс. Очень часто звукорежиссера называют художником звука, ведь именно он формирует звуковую картину, определенный художественный образ, и, в определенном смысле, — характер произведения. Процесс сведения требует от звукоинженера не только художественного мышления — он должен обладать специальными познаниями в области акустики и электроакустики, технологий записи и обработки звука. И хотя каждый из нас достигает своего результата собственным путем, все же, годами практики кристаллизовался определенный порядок действий — этапов сведения многодорожечного проекта. Именно об этих общих правилах и принципах пойдет речь в данной статье.

Подготовка к сведению

Самым важным этапом подготовки к сведению является выбор оптимальной точки прослушивания с контрольных мониторов. Вы, наверное, слышали о таком понятии, как «sweet spot» — буквально словосочетание переводится как «сладкая точка». На практике это означает выбор такой оси и точки прослушивания, при которой с контрольных мониторов можно отчетливо слышать средний канал — сигнал, который панорамирован в центр звуковой картины. Выбор оптимальной точки прослушивания следует начинать с такого положения, при котором контрольные мониторы образуют с Вашей головой равносторонний треугольник. Однако это лишь общее правило — следует более точно подобрать точку прослушивания путем перемещения ближе/дальше к мониторам. Когда Вы найдете нужное положение, то сразу как бы полностью «погрузитесь» в звуковую картину.

 

Установка музыкального баланса

После того, как Вы подготовили свое рабочее место, нам нужно подготовить к сведению сам проект. В первую очередь, следует сбросить все настройки — громкость, эквалайзер, панораму, посылы на эффекты и т.п. Не имеет значение, — используете Вы цифровую консоль или DAW (цифровую виртуальную студию, например — Cubase) — все ручки должны быть установлены в «нулевое» положение, все настройки и предустановки — сброшены.

После этого следует нормализовать наш проект. Что это означает? Идея проста: все фейдеры в микшере должны быть приблизительно на одном уровне. На данном этапе мы должны четко представлять звуковой баланс инструментов будущего микса. Если какой-то инструмент сильно выделяется или наоборот — проваливается на фоне остальных, — мы компенсируем его громкость еще до прихода сигнала на микшер.

 

Используя цифровую, или аналоговую аудио-консоль, Вы просто устанавливаете нужный уровень выходного сигнала с многоканального записывающего устройства. В цифровых виртуальных студиях доступна опция изменения громкости аудио-файла — Gain. Устанавливайте громкость на слух. Уже на этапе экспорта отдельных партий с виртуального инструмента/синтезатора, помните: уровень записи должен быть достаточно высоким. При этом используйте 32-битный режим экспорта для того, чтобы не было перегрузок сигнала. Все это обеспечит хороший динамический диапазон и даст уверенность в том, что инструмент не лишится тембра при его дальнейшей обработке.

 

Панорамирование инструментов

Проект нормализован, музыкальный баланс всех инструментов установлен, — можно приступать к работе с эквалайзером и динамикой? Не спешите! В первую очередь следует правильно расположить все инструменты в стерео-пространстве. Подробному описанию процесса панорамирования посвящена наша публикация: Основы панорамирования.

Воспринимаемый нами звук имеет три пространственные характеристикинаправление, удаленность и высоту. Установкой направления источника звука в звукорежиссуре называют панорамированием.

Вы удивитесь, но при удачном панорамировании может потребоваться лишь незначительная эквализация, либо не потребоваться вовсе. Главной целью панорамирования является позиционирование источника звука относительно центрального канала.

Задачи панорамирования:

  • равномерное распределение звуковой энергии;
  • разграничение источников, звучащих в одинаковом диапазоне частот (чтобы исключить эффект маскировки — когда один инструмент заглушает сигнал другого похожего по тембру инструмента);
  • специальные эффекты (движение источника звука, циклическое панорамирование и т. п.).

Никаких ограничений и правил у панорамирования нету. Звукорежиссер волен поступать так, как ему подсказывает его художественное мышление. Однако, есть определенные традиции. Например, звук бочки, бас-гитары и вокал позиционируют по центру. Также довольно часто используют естественное расположение инструментов. Например, инструменты ударной установки располагают в пространстве так, как они звучат в жизни — с позиции самого ударника, либо с позиции зрителя. Панорамирование симфонического оркестра тоже возможно по принципу их традиционной рассадки — скрипки слева, виолончели справа и т.д. Однако, снова таки, — здесь не существует никаких ограничений или правил.

 

Эквализация и динамическая обработка

Вот мы и подошли к этапу непосредственной обработки звука. Однако, прежде чем приступить к процессу эквализации, воспользуйтесь следующим советом. Выберите 2-3 любимых композиции, сведенных профессиональными звукоинженерами — они будут для Вас эталоном качества. При этом песни должны быть близки по стилю к той композиции, над сведением которой Вы работаете. Просто прослушайте записи со своих контрольных мониторов, настройтесь на звучание, стилистику. Это именно тот звук, на который Вы должны ориентироваться. Попытайтесь скопировать все детали, нюансы сведения. Ваша наблюдательность научит Вас большему, чем Вы сможете узнать из книг или статей.

Теперь, по поводу эквализации. Тут, опять же, никаких правил — только принципы. Одной из задач, с которой призвана справиться эквалицация, является частотное разграничение инструментов (чьи частоты лежат в одном диапазоне). К примеру, конфликт баса и бочки, решаемый отведением частотной ниши для каждого из этих инструментов, — чтобы они не мешали друг другу.

В приоритете — субстрактивная коррекция частоты, то есть уменьшение ее уровня. Перед динамической обработкой мы вырезаем частоты, а после — подчеркиваем (добавляем уровень). Обратите особое внимание на тот факт, что абсолютно каждую партию Вы должны обрабатывать фильтром высших частот с частотой среза минимум 20 Гц. Он устранит все артефакты в инфразвуковом диапазоне — уберет «грязь», на которую не должен реагировать компрессор.

Старайтесь использовать эквалайзер больше для подчеркивания определенных звуковых характеристик, нежели для их кардинального изменения. Например, плотность можно подчеркнуть небольшим усилением в области 300-400 Гц, присутствие  — 2-4 кГц, атаку — 4-5 кГц, блеск или яркость звука — 10-12 кГц. Таковы общие принципы.

 

Что касается остальной обработки — используйте каждый эффект по назначению: компрессоры — для коррекции атаки звука и динамического диапазона, иксайтеры — для обогащения обертонами, эффекты модуляции (хорус, фазер, флейнджер и т.п.) — для определенного окраса звучания и создания специальных эффектов.

Формирование акустического пространства

Как говорилось выше, мы воспринимаем три пространственные характеристики звука. Для того, чтобы отдалить источник на определенное расстояние, используют ревербераторы (Reverb) и эффекты задержки (Delay FX). Прежде всего, Вы должны представить себе, какими характеристиками должно обладать пространство в Вашей композиции. После этого воспользуйтесь пресетами — заводскими предустановками Вашего ревербератора для того, чтобы подобрать похожее звучание. Далее Вы можете более тонко отрегулировать его параметры.

На восприятие  удаленности сигнала влияют: баланс обработанного/необработанного сигнала (Dry/Wet), а также задержка ранних отражений (Early Reflections Delay).

 

Артистическая обработка

Все вышеописанные этапы занимают приблизительно 20-30% времени, отводимого на сведение. Остальные 70-80% — создание художественной неповторимости композиции. На данном этапе звукорежиссер работает над нюансами. Подумайте: возможно, в определенном месте стоит выделить определенную музыкальную партию, изменить ее пространственное положение, баланс эффектов, тембровый окрас и т. п. Также на этапе артистической обработки звукорежиссер использует специальные пространственные, модуляционные эффекты. К примеру, — связку Реверберация+Задержка для партии вокала, хорус-, флейнджер-, фазер-эффекты для электрогитары и т. п. Здесь все зависит от фантазии режиссера звука — художника своей неповторимой музыкальной картины.

 

Заключение

Таким образом, суммируя все вышесказанное, — сведение музыкальной композиции — очень творческий процесс. Однако, привнося в него порядок и системность, Вы тем самым облегчаете свою главную задачу — создание полной, прозрачной музыкальной картины. Данная статья наметила лишь основные этапы микшинга, подробно не останавливаясь на техниках той или иной обработки. Более емкую информацию Вы сможете получить в наших следующих публикациях, посвященных теории и практике панорамирования, эквализации, динамической обработки, реверберации, модуляции и др.

Понравилась статья? Ставь лайк!

 
 

БОЛЬШЕ О MUSICONNECT