Ритм-н-блюз
 

На рубеже XIX-XX вв. в среде афро-американцев зародилась совершенно новая музыкальная струя, которой было суждено навсегда изменить наше мышление, эстетические предпочтения и музыку в целом. Ныне мы не представляем практически ни один стиль музыкальной эстрады без ярко выраженного ритмического начала, характерной блюзовой ладовой организации, широкого спектра музыкально-исполнительских приемов блюза. Культура американских негров органически влилась в «белую» музыку, веками кристаллизовавшейся в европейской музыкальной практике. В чем же секрет? Наверное, в душе… и в той неимоверной энергетике, которую привнесли в музыку темнокожие исполнители.

Истоки

В конце XIX века в афро-американском сообществе Юго-востока США возник стиль, давший начало новой эпохе музыки и породивший огромное количество музыкальных жанров. Это был блюз.

Блюз (blues), — так назывался прародитель более позднего ритм-н-блюза, — переводится как «тоска». Принято считать, что исполняя блюз музыкант избавляется от тоски, отсюда и требование: исполнитель обязательно должен быть в состоянии «блюзовости» — меланхолии. Возникнув в конце XIX века на Юго-Востоке США в среде темнокожих рабов — потомков колонизованных и вывезенных с континента африканцев, — блюз стал способом выразить душу темнокожего человека, рассказать о тяжелой социальной составляющей живущих в условиях острой дискриминации, рабства и отсутствия общечеловеческих прав.

 

Технически блюз был неотъемлемой частью трудового дня, а поэтому постепенно в нем откристаллизовались такие исполнительские приемы, как холер, шаут и шант.

Холер — это ритмичные вскрики, сопровождавшие работу в поле. Шаут — выкрики в ритуалах африканских религиозных культов. Шант — это мело-декламация в диапазоне одного-двух тонов. Эти приемы со временем стали «визитной карточкой» ритм-энд-блюза и стилей, в которые он эволюционировал. Особенно непривычно это звучало для «белого» населения, не привыкшего к подобным «дикостям» в музыке.

Блюз также лег в основу христианских песнопений афро-американцев — спиричуэлс

Характерной особенностью блюза является использование блюзового лада, включающего в себя пониженные V и VII ступени. Часто музыка строится по структуре «вопрос — ответ», выраженной как в лирическом наполнении композиции, так и в музыкальном, — зачастую построенном на диалоге инструментов между собой.

Ныне блюз является импровизационной формой музыкального жанра, где в композициях зачастую используют только основной опорный «каркас», который обыгрывают солирующие инструменты.

Появление ритм-н-блюз

В 30-40 гг. XX столетия блюз меняет свой облик и трансформируется в соответствии с требованиями времени. Танцевальный бит «белой» поп музыки, драматическая выразительность исполнителей госпел, тяжелые ритмы jump-блюза, плотные риффы духовой секции свинг оркестра, — все это в совокупности сделало блюз более податливым и развлекательным. Хотя тексты песен до сих пор имели традиционный меланхолический окрас и острую социальную тематику, музыка активно отказывалась от своих исходных черт.

Урбанизация и тотальная электрификация – вот глобальные процессы, на фоне которых происходило становление нового направления в музыке – ритм-энд-блюз.

Появление ритм-энд-блюза связано с массовым переселением в города так называемых «деревенских» американских негров Юга, играющих «деревенский блюз» (country blues). К примеру, в Лос-Анджелес переселились такие известные блюзмены, как Ти-Боун Уокер (T-Bone Walker) из Техаса и Би Би Кинг (B. B. King) из Мемфиса; в Нью-ЙоркЛуис Джорден (Louis Jordan) из Арканзаса и Джо Тёрнер (Joe Turner) из Канзас-Сити.

 

Переселение этих и других исполнителей кантри-блюз было связано со становлением негритянских звукозаписывающих компаний, продукция которых распространялась в «темных» гетто больших городов. Приезжающие для записи музыканты часто оставались в городах и устраиваясь на работу: сначала на обычные промышленные предприятия, а затем становились музыкантами «черных» клубов. Исполнители деревенского блюза по традиции аккомпанировали себе на акустический гитаре. Очень быстро они столкнулись с тем, что что в шумных заведениях их попросту не было слышно. Тогда-то и стали применять звукоусиливающую аппаратуру, микрофоны, звукосниматели для гитары и электроорганы.

В 1939 году появилась электрогитара. Электрификация и внедрение новых технологий способствовали не только развитию звукозаписи, но и, фактически, стали причиной возникновения обновленного блюза. Теперь группа из четырех человек была способна играть громче и мощнее, чем традиционный биг-бэнд, состоящий из восемнадцати музыкантов.

В 1949 году составителями чартов американского журнала «Billboard» впервые вместо выражения «расовая музыка», распространённого прежде, был применен термин «ритм-н-блюз».

Новый стиль стал массовой, ориентированной на рынок музыкой и, по сравнению с традиционным блюзом, — более громкий и агрессивный, утративший некоторые достоинства тихого сельского блюза, его нюансы и интимность. Теперь главной задачей было развлекать публику. Инструментальная группа стала доминировать над солистом и функция самовыражения последнего, традиционная для «старого» блюза, отошла на задний план.

Среди классиков раннего ритм-энд-блюза можно отметить таких музыкантов, как Мадди Уотерс (Muddy Waters), Артур Крадап (Crudup Arthur Big Boy), Би Би Кинг (B. B. King), Джей Макшенн (Jay McShann), Хаулин Вулф (Howlin’ Wolf) и Джо Тёрнер (Big Joe Turner).

 

Рок-н-ролл

На рубеже 1950-х годов под влиянием Мадди Уотерса молодые темнокожие гитаристы, такие как Чак Берри (Chuck Berry), Бо Диддли (Bo Diddley), а также пианисты Литл Ричард (Little Richard), Фэтс Домино (Fats Domino) и др., — осуществили подлинную революцию в ритм-н-блюзе и популярной музыке в целом. Они создавали заводные, обладающие бешеной энергетикой композиции, дополняя их словами на современные, прежде закрытые для молодежи темы.

В те годы предприимчивый диск-жокей (DJ) Алан Фрид, почувствовав запах больших перспектив, которые несла новая тенденция, придумал название для данной музыки — «рок-н-ролл». Первоначально «белая» аудитория очень настороженно относилась к новомодной музыке. Но постепенно, благодаря усилию таких музыкантов, как Билл Хейли (Bill Haley), Элвис Пресли (Elvis Presley), Пэт Бун (Pat Boone) и Бадди Холли (Buddy Holly) рок-н-ролл быстро распространился среди «белых» подростков и стал стандартом популярной музыки как в США, так и в Европе.

 

Ду-вуп

К еще одному интересному явлению эпохи ритм-энд-блюз относят ду-вуп. Слияние духовного и мирского начал в культуре афро-американцев воплотилось в новый вокальный стиль, ставший следствием музыкальных поисков последнего десятилетия. Бывшие госпел-квартеты ныне эволюционировали в ду-вуп коллективы.

Ду-вуп состояли из нескольких вокалистов одного пола, — преимущественно мужчин. Основываясь на традициях церковного многоголосного пения (негритянский госпел), вокальное начало в композициях преобладало над инструментальным. Мелодии многих известных песен этого музыкального стиля исполнялись а капелла.

Среди классических ду-вуп коллективов следует назвать The Platters, The Drifters, The Miracles, The Ronettes, The Temptations.

 

Продолжение следует

О том, как эволюционировал ритм-н-блюз в 60-80-е гг. XX ст. читайте в следующих публикациях, посвященных соул- и фанк-музыке.

Понравилась статья? Ставь лайк!

 
 

БОЛЬШЕ О MUSICONNECT