Запись бэк-вокала
 

Бэк-вокал (англ. backing vocals) — неотъемлемая часть любой современной вокальной композиции. С точки зрения аранжировки, функция бэк-вокала заключается в гармонической поддержке (аккомпанементе) основной вокальной партии. Куда более широкий спектр творческих задач он решает в звукорежиссуре. Ну а главным исполнителем творческого замысла, конечно, является вокалист. Запись бэк-вокала — очень трудоемкий процесс, требующий от всех его участников максимального взаимопонимания,  слаженности, профессиональных навыков. В данной статье мы попытаемся наиболее полно осветить, какие типы бэк-вокала существуют, как правильно организовать их запись, а также какие психологические и физиологические факторы следует учитывать при записи.

Организация записи бэк-вокала

Давайте отбросим информацию о том, какие микрофоны использовать, в чем писать и т.п., и сперва коснемся вопроса организации самого процесса записи. Обычно в нем принимают участие вокалист (или ансамбль), музыкальный продюсер и звукорежиссер. Функция вокалиста/ансамбля, мы думаем, всем ясна. Продюсер отвечает за творческую часть, звукорежиссер — за творческую и техническую. В отсутствие продюсера звукорежиссер в какой-то степени берет на себя его обязанности.

В любом случае запись вокала и бэк-вокала — это процесс взаимодействия творческих людей, то есть людей особой психологической организации. А поэтому, первоочередная задача звукорежиссера — обеспечить психологический комфорт. Будьте вежливы с вокалистом, предложите ему чашечку чая. Не раздражайтесь и не повышайте голос, если что-то не выходит, избегайте суеты. Любой психологический зажим моментально отражается на голосе — такова его природа.

 

С точки зрения физиологии, голос быстро устает. Особенно если партия имеет высокую тесситуру (когда в мелодии преобладают высокие ноты). Устает также и слух, ведь на него ложится большая нагрузка. Исходя из этого несложно сделать вывод, что периодически необходимо делать небольшие перерывы или давать вокалисту «передохнуть» на более простых и низких партиях.

Запись и мониторинг бэк-вокала

Запись бэк-вокала, производится на студийный конденсаторный или ламповый микрофон с широкой мембраной в акустически подготовленном помещении для записи. Если Вы записываете ансамбль, то нужно использовать несколько конденсаторных микрофонов (по одному на каждый голос). Можно, конечно, применить подобранную стереопару, однако в таком случае Вы лишитесь возможности редактирования каждого голоса и его тонкой настройки.

 

Модель микрофона выбирайте исходя из задачи. Помните, что бэк-вокал призван поддержать основную партию, а не выделяться на фоне нее. В большинстве случаев успешно справиться с задачей Вам помогут микрофоны AKG C414, Neumann U87, либо малобюджетные модели Rode NT3, AKG C3000, Октава МК 105 и др. Если у Вас имеется возможность — произведите тестовую запись на несколько микрофонов одновременно и прослушайте каждую запись в отдельности. Критерий отбора — наилучшее соответствие стилю музыкального произведения, его частотному балансу и динамике. Запись на правильно выбранный микрофон практически не нуждается в эквализации и прочей обработке.

При записи обязательно используйте поп-фильтр. Тщательно подберите акустический баланс записи (соотношение прямого сигнала и реверберации комнаты). Обычно расстояние до микрофона устанавливают в пределах 30-40 см. Если звук, записанный в небольшом помещении, перенасыщен «комнатностью», Вы можете сократить расстояние до микрофона.

 

Главная цель звукорежиссера — как можно более чистая запись, требующая минимальной коррекции и обработки, или не требующая вовсе. Поэтому для достижения этой цели очень важно правильно организовать вокалисту мониторинг. Наиболее эффективный контроль за чистотой интонации и исполнением в целом вокалисту могут обеспечить качественные студийные наушники с закрытым корпусом, — обладающие ровной АЧХ, хорошей детализацией, шириной стереобазы. Часто используемые модели — AKG K240, Beyerdynamic DT 770 PRO. Возможно применение и малобюджетных наушников для DJ-инга. Наиболее популярные бренды — AKG (напр. «культовые» AKG K55), SennheiserBeyerdynamic, Yamaha.  Корпус наушников обязательно должен быть закрытым, для того, чтобы предотвратить попадание воспроизводимого ими звука в запись. Если Ваша карта снабжена DSP процессором, добавьте голосу немного реверберации, чтобы обеспечить вокалисту требуемый акустический контроль.

Дабл-трек

Дабл-трекинг широко используется в музыкальном производстве. Некое подобие дабл-трека можно создать и с помощью программных/аппаратных эффектов (подробнее в статье «4 способа создать дабл-трек из вокальной партии»). Однако, правильный дабл-трек — это отдельно записанная партия, как можно точнее, нота-в-ноту дублирующая основную вокальную партию.

В современной музыке дабл-трек пользуется огромной популярностью не только благодаря способности скрывать недостатки исполнения/записи/сведения, но и потому, что с помощью дабл-трека можно придать голосу жесткость, плотность, эффективно «усадить» вокальную партию в микс.

Для записи хорошего дабл-трека, попросите вокалиста как можно точнее, соблюдая все нюансы исполнения, продублировать собственную вокальную партию. Также можно использовать ранее записанные удачные дубли основной партии. Здесь важно понимать, что дабл-трекинг — две и более синхронизированные партии. Поэтому, чем точнее вокалист будет «вторить» самому себе, тем меньше работы по «подгонке» партий друг к другу останется звукорежиссеру.

В тяжелой рок-музыке также примеряется такая разновидность дабл-трекинга, как сочетание чистого голоса и скриминга. В «пространственных» разновидностях электронной музыки (например Ambient, Lounge, Chillout, Trance и т.п.) в качестве дабл-трека часто прописывают шепот.

Обычно дабл-трек позиционируют по центру, вместе с основной вокальной партией. Однако, если проявить немного фантазии, дублей можно записать три и расположить два из них слева и справа, а один по центру. В таком случае возникнет прекрасный стерео-эффект, напоминающий эффект Chorus. Этот способ, к примеру, можно использовать в припевах для усиления эффекта дублирования.

Дабл-трек в октаву

Одной из разновидностей дабл-трекинга является дублирование на октаву ниже или выше (как правило, ниже). За счет обертонов октавной партии голос можно тембрально обогатить, придать ему «плотности», «веса» и «воздушности». Как правило, дубли на октаву ниже подмешиваются к основной партии в «сухом» виде, а на октаву выше — с обилием реверберации или иных эффектов задержки (напр. хорус, флейнджер, фейзер и т.п.).

При записи октавных дублей нужно учитывать несколько важных факторов. Во-первых, следует использовать их для усиления основной партии в тех частях композиции, где происходит определенное развитие в музыке. Например в припевах или бридже. Во-вторых, как правило, в куплете мелодия находится в низкой тесситуре, а в припевах — в высокой. Не стоит утруждать вокалиста спеть на октаву ниже в куплете или на октаву выше в припева, т.к. в большинстве случаев он попросту не сможет это сделать.

Двухголосие

Самой популярной и простой разновидностью бэк-вокала является двухголосие. Это единственная гармоническая линия, дублирующая основную партию в какой-либо широкий или узкий интервал (как правило в терцию/кварту или сексту/квинту). В современной популярной музыке второй голос призван подчеркнуть определенные участки мелодии, придать голосу эмоциональность. В зависимости от композиторской задумки встречаются также композиции, полностью записанные в два голоса (самые яркие примеры такой техники Вы можете найти в творчестве группы Beatles, в эстрадных обработках народных песен).

 

С точки зрения трекинга в поп-музыке, наилучшие результаты получаются, если записать партию второго голоса два раза и расположить эти дубли слева и справа. Однако, в зависимости от стиля, иногда нужно использовать всего один дубль. В основном, это касается «живой», а не электронной музыки.

Многоголосие, гармонические блоки

Более комплексной разновидностью бэк-вокала является многоголосие — вокальный аккомпанемент, состоящий из нескольких партий — голосов (первый голос, второй, третий и т.д.). Основная функция многоголосия — создание гармонической основы сольной вокальной партии. Многоголосие может дублировать текст песни, иметь другие слова или вовсе распеваться на разные гласные звуки, создавая своеобразный вокальный подклад. Примеры использования многоголосия Вы можете найти в творчестве ду-вуп коллективов (The Platters, The Miracles, The Temptations и др.), джазовых вокальных и вокально-инструментальных ансамблей (Naturally 7, The Real Group и др.), soul-, R’N’B-музыке и др.

 

В противовес этому, в современной поп-музыке трех-, четырех-, пяти- а то и шестиголосие записывается одним-двумя бэк-вокалистами (зачастую — самим исполнителем) своеобразными блоками (напр. блок из 8-ми тактов) только в припевах и бридже. Иногда ими гармонически подчеркиваются определенные слова или фразы. Гармонический блок припева пишут один раз, а далее просто дублируют, причем в первом повторении голосов может быть меньше, а с каждым новым повторением происходит гармоническое развертывание за счет добавления голосов. Блоки бэк-вокала должны звучать как мощная и ритмичная основа, давая исполнителю возможность импровизировать ритмически и мелодически.

Особенности записи многоголосного бэк-вокала

Прежде всего, хорошо продумайте партии многоголосья, запишите их в нотах, или пропишите в секвенсоре каким-нибудь инструментом (напр. фортепиано или родесами). Для удобства вокалиста, каждую записанную инструментом партию можно проигрывать в процессе записи. Для экономии времени и ресурсов, вокальные партии нужно записывать как можно чище, ритмичнее, чтобы избегать дальнейшего редактирования, коррекции чистоты интонации (которая может вызвать потерю моно-совместимости и фазовые проблемы).

Также следует отметить, что вокальные многоголосные проекты очень требовательны к ресурсам компьютера и количеству используемых треков, поэтому, по возможности, создайте отдельный проект для записи бэк-вокала и всю дальнейшую работу по монтажу и чистке производите в нем. В последствие, партии бэк-вокала можно экспортировать в отдельные файлы и вставить в основной проект.

 

Можно выделить два принципиально разных подхода к записи многоголосного бэк-вокала. В первом случае, когда многоголосие является частью общей аранжировки и существует необходимость сохранить ясность каждой партии, ощущение «живости» исполнения, каждая партия записывается всего один раз и располагается в стерео-пространстве с помощью панорамирования.

В популярной музыке все немного иначе. Для каждого голоса применяется техника дабл-трекинга. Если, к примеру, мы запишем два дубля первого голоса и расположим их по центру, создастся прекрасный хорус-эффект, однако звучание будет монофоническим. Разведя каждый дубль по панораме влево и вправо мы получим отличный стереоэффект, однако лишимся плотности, которую нам дает дабл-трекинг. Отсюда несложно сделать вывод, что каждый голос необходимо записывать минимум 4 раза и располагать их попарно слева и справа. Таким образом партия будет звучать одновременно пространственно и плотно.

Также следует понимать, что записывая такое множество треков согласные звуки с легкостью могут превратиться в кашу и «замутнить» общую картину. Поэтому, уже на этапе записи, вокалиста следует попросить записать два «эталонных» дубля (одного из голосов), в которых мелодию нужно пропеть с четкой дикцией, ровно и спокойно брать дыхание. Все остальные партии следует записывать с гораздо более «вялой» дикцией, т.е. особо не пытаясь выговорить согласные звуки, а дыхание из этих партий на этапе сведения нужно вырезать вообще. Таким образом мы получим максимально чистую и прозрачную запись.

Отдельные мелодические линии

Иногда в процессе просушивания музыки может возникнуть ощущение «блочности», «угловатости». Это чувство может усилиться, если мы, к примеру, применяем повторяющиеся гармонические блоки бэк-вокала. Для того, чтобы сгладить переход от куплета к припеву, от припева к бриджу, либо для решения иных художественных задач (например, если в тексте песни есть слова, которые должны звучать параллельно основной партии), используют отдельные самостоятельные мелодические линии. Прописываются они в отдельный трек и звучат поверх основной вокальной партии. Зачастую эти короткие импровизационные вставки исполняет сам вокалист.

Заключение

Итак, в данной публикации мы подробно рассмотрели типологию бэк-вокала, выяснили что нужно учитывать при записи того или иного типа. Нашу следующую статью мы посвятим редактированию и обработке бэк-вокала. Однако, помните, что данные нами советы посвящены технической реализации творческой задачи. При работе над бэк-вокалом старайтесь подходить к делу с художественной точки зрения.

Благодарим, что дочитали статью до конца. Следите за нашими обновлениями, делитесь ссылкой на публикацию с друзьями и обязательно ставьте лайки!

Понравилась статья? Ставь лайк!

 
 

БОЛЬШЕ О MUSICONNECT