Основы вокала. Работа голосового аппарата
 

С давних времен считается, что человеческий голос – самый прекрасный музыкальный инструмент, ведь его звучание несравнимо ни с одним из существующих музыкальных инструментов. Именно в песне человек впервые соприкоснулся с миром музыки. Позднее, вокальные принципы стали неотъемлемой частью и инструментальной музыки. Многим композиторам в своих произведениях удавалось передать красоту человеческого голоса, используя всевозможные средства выразительности. При этом, самому человеку не подвластны многие исполнительские приемы музыкального инструмента. Тогда что же в нашем понимании делает его неким эталоном? Несмотря на ограниченные возможности голоса, непреодолимую симпатию к нему можно объяснить наличием особого тембра, столь неповторимого, что его нельзя сравнить ни с чем. Именно поэтому столь важно как для профессионального вокалиста, так и новичка отыскать и раскрыть свой собственный тембровый потенциал. Но в первую очередь, необходимо разобраться в механике голосообразования.

Данная статья описывает строение и физиологические основы работы именно вокального (а не голосового) аппарата человека. Материал будет полезен для вокальных педагогов, практикующих вокалистов и звукорежиссеров.

Тембр голоса

Тембр голоса – это его окрас. Благодаря тембру человек уверенно различает звуки в окружающем пространстве. К примеру, мы всегда сможем узнать наших родных по голосу из телефонной трубки.

В вокальной практике тембр, наряду с диапазоном, положением переходных нот и другими признаками, является основой классификации голосов. Тембр низкого голоса богат яркими красками, отличается бархатностью и густотой. Высокий голос, напротив, – обладает более мягким, светлым тембром, полетностью. Однако существует типология, основывающаяся исключительно на тембровых возможностях голоса – деление на лирические и драматические голоса. Лирические звучат крайне мягко, напевно, без особого металлического призвука. Драматические певцы способны передать весь спектр человеческих чувств – радость, страдания, разочарование, спокойствие, – столь богат тембр их голоса. Подчеркнем, что речь идет о тембровых возможностях человека. Драматические вокалисты, независимо от высоты голоса и пола, могут исполнять произведения напевно и лирично, а вот лирикам обратной возможности, увы, не представится.

С точки зрения акустики, тембр – количественное и качественное соотношение обертонов – т.н. гармоник, кратных частоте основного тона и располагающиеся в порядке натурального звукоряда. В идеальной системе, по мере удаления от основного тона гармоники становились бы тише, формируя ровную АЧХ с плавным спадом в сторону высоких частот. Но на практике, в голосе профессионального вокалиста присутствует т.н. низкая и высокая певческие форманты – области, охватывающая несколько гармоник, усиленных резонаторами, речь о которых пойдет ниже. Так же область частот, в пределах которых находится основной тон, усиливается грудным резонатором, к которому мы так же вернемся позже. Именно эти природные «полосовые фильтры» окрашивают звучание человеческого голоса, придавая ему разнообразные тембровые оттенки.

Стоит упомянуть еще об одном аспекте. Чем больше гармоник мы слышим, тем ярче и насыщенней кажется нам источник звука. К примеру, низкий мужской голос (бас или баритон) звучит очень бархатно – его обертоны занимают большую область в звуковом спектре. А «головные ноты» сопрано (исполняются во второй, третьей и даже четвертой октаве) имеют очень мягкое, можно даже сказать кристально чистое звучание потому, что их гармоники лежат за пределами диапазона слышимых нами частот.

Как Вы уже, наверное, догадались, особенности тембра обусловлены исключительно физиологией человека. Ниже речь пойдет о строении и принципе работы вокального аппарата.

Органы голосового аппарата человека

Голосовой аппарат – это система взаимосвязанных органов, участвующих в образовании голоса. Условно их можно разделить на следующие группы:

  1. Органы дыхания и дыхательные мышцы;
  2. Гортань и голосовые связки;
  3. Система резонаторов;
  4. Нервные центры, координирующие работу органов голосового аппарата.
 
Органы дыхания включают в себя легкие, межреберные мышцы, обеспечивающие вдох и выдох, а так же диафрагму, отделяющую легкие от органов брюшной полости. Дыхательные мышцы играют огромную роль в формировании т.н. опертого звука, легким отводится лишь функция накопления воздуха.

Гортань – верхняя часть дыхательного горла. В ней находится надгортанный хрящ, перекрывающий дыхательные пути при глотательном рефлексе, а так же главный орган вокалиста – голосовые складки, обеспечивающие фонацию. Голосовые связки – это два парных эластичных образования из соединительномышечной ткани, которые смыкаются в процессе пения. Они выполняют функцию вибратора, генерируя звуковые колебания. Их длинна и толщина определяют границы диапазона, примарный тон и степень подвижности голоса.

Ниже приведена иллюстрация положения голосовой щели в разных ситуациях: в расслабленном состоянии при вдохе и в сомкнутом положении в процессе пения.

 
Система резонаторов – воздушные полости, многократно усиливающие звук в процессе пения. Это, прежде всего, гортань (грудной резонатор), ротовая полость, лобные (фронтальные) и гайморовы пазухи (головной резонатор). Строение резонаторов определяет тембр голоса человека, о чем упоминалось в начале нашей статьи.

Нервные центры – отделы головного мозга, отвечающие за координацию мышц и органов голосового аппарата. Отдельно стоит отметить слуховой центр, благодаря которому мы контролируем, как минимум, чистоту интонации и, как максимум, – художественную образность исполнения. Вокальная педагогика уделяет особое внимание развитию музыкального и вокального слуха человека.

Работа вокального аппарата

Вокал – сложный процесс, требующий выработанных годами, отточенных и доведенных до автоматизма навыков. Каждый спетый музыкальный тон берет начало в глубинах нервной системы. Благодаря работе слухового центра в сознании человека возникает звуковой образ исполняемой музыкальной фразы со всеми признаками – мелодией, динамикой, продолжительностью и тембровой составляющей. Иными словами, профессиональный вокалист с развитым вокальным слухом четко представляет себе то, что должно прозвучать в его исполнении. Благодаря работе соответствующих нервных центров, данный образ трансформируется в конкретные физические действия, речь о которых пойдет ниже.

В процессе пения восходящий поток воздуха, проходя сквозь голосовые складки, превращается в звуковые колебания, высота которых зависит от положения голосовой щели. При правильном свободном положении гортани звук усиливается и поступает в ротовую полость. Формируя т.н. купол («зевок»), вокалист направляет звук в верхний резонатор, который придает звуку определенный окрас. Благодаря работе резонаторов хорошо поставленный голос по всему диапазону содержит низкую (около 500 Гц) и высокую певческие форманты – группы усиленных обертонов (2,4 – 3,2 кГц), придающих голосу особую выразительность.

 

Дыхание вокалиста

Решающую роль в правильном звукоизвлечении и формировании тембра играет особый тип дыхания, применяемый вокалистом – абдоминально-диафрагмальный или пение на опоре. От обычного (грудного) данный тип дыхания отличается как вдохом, так и выдохом. Вдох осуществляется в нижнюю часть легких, при этом диафрагма значительно опускается, вытесняя органы брюшной полости вперед (происходит выпячивание живота). Для наглядности ниже проиллюстрирована фаза вдоха грудного и абдоминально-диафрагмального дыхания.

 
В процессе пения вокалист остается как бы в состоянии вдоха – нижняя часть легких удерживается в расширенном состоянии межреберными мышцами. За счет этого приема «вдоха на выдохе» обеспечивается правильная работа голосового аппарата – воздух подается дозированно, снижается подсвязочное давление, формируется нужная звуковая подача.

Заключение

Очень часто начинающие вокалисты стремятся во всем копировать своих кумиров. Подражание – важный метод в любом искусстве, однако конечной целью вокального является раскрытие собственной творческой индивидуальности.

Природа снабдила каждого из нас превосходным музыкальным инструментом. Только благодаря упорному многолетнему труду можно раскрыть его истинный потенциал. Благодаря слаженной работе всех органов и систем голосового аппарата раскрывается тембр голоса. Таким образом, понимание физиологии голосового аппарата и происходящих в нем процессов открывает новые грани в освоении вокального искусства, позволяет расширить границы собственных возможностей.

Описанный выше физиологический процесс относится к технике резонансного пения, используемого в классическом вокале. В той или иной степени элементы данной техники применяются в других вокальных практиках, поэтому мы уверены, что в настоящей статье каждый нашел для себя все необходимые сведения.

Понравилась статья? Ставь лайк!

 
 

БОЛЬШЕ О MUSICONNECT